львы
Из всех диких животных, с которыми человек делит свою планету, одна огромная кошка неизменно внушала ему наибольшее уважение и покоряла его фантазию. Речь, конечно, идет о льве.
С тех самых пор, когда человек начал наблюдать окружающий мир и мыслить символами, он почитал льва и наделял царственного зверя качествами, которые выше всего ценил в себе подобных, — благородством, храбростью, верностью, мощью непобедимого бойца и великолепием в любви.
Почему лев обрел свой статус владыки зверей? Без сомнения, потому, что вид у него действительно царственный. Это относится не только к самцам: ведь и львица тоже воплощение гибкой красоты. Однако воображение в первую очередь рисует нам льва в расцвете сил, чья несравненная грива, которой нет ни у одной другой кошки, темно-золотая, или черно-коричневая, или любого из промежуточных оттенков — придает ему величие истинного монарха. И голос льва не менее внушителен, чем его вид. В тихую ночь львиный рев вызывает трепет у всех, кто его слышит,— даже на расстоянии в восемь километров. В своем поведении лев также проявляет немало королевских добродетелей. Он величественно добродушен и общителен, кроме тех случаев, когда оберегает свое право на добычу или на подругу.
Львы отличаются от остальных кошек тем, что живут и охотятся группами — так называемыми прайдами. В обычный прайд входят несколько львиц и их детеныши, два-три молодых самца и обязательно один доминирующий самец. Вожак — не всегда самый крупный или самый сильный член прайда, но остальные самцы признают его главенство, а он в свою очередь терпит их присутствие. Численность прайда может сильно колебаться — от четырех- пяти членов до тридцати пяти и больше.
Среди крупных кошек со львом соперничает по величине только тигр. Средний взрослый самец имеет в длину немногим меньше трех метров и весит от 180 до 230 килограммов. Львицы мельче: их средняя длина составляет около двух с половиной метров, а вес — 140 килограммов. Среди кошек только у львов легко отличить самца от самки даже на большом расстоянии благодаря его росту и пышной гриве. Лев, чье гибкое тело состоит словно из одних только мышц, обладает невероятной физической мощью. Одним ударом лапы он способен свалить трехсоткилограммовую зебру, и, несмотря на свой вес, львы — великолепные прыгуны. Один очевидец утверждал, что лев на его глазах перемахнул через ущелье одиннадцатиметровой ширины. Трехметровые прыжки по вертикали — на обрывы или через изгороди — для них дело самое обычное.
Некоторые зоологи ставят под сомнение хваленое благородство льва, указывая, что он предоставляет охотиться львице, а затем объедается плодами ее трудов. Это, однако, объясняется не столько ленью, сколько практической необходимостью. Лев слишком бросается в глаза и может гораздо легче встревожить и вспугнуть добычу, чем менее заметная львица. Состарившихся и больных львов прайд не защищает, а, наоборот, изгоняет, предоставляя им самим о себе заботиться. Одряхлевший лев, тощий и слабый, часто завершает свои дни в желудках окруживших и разорвавших его гиен — бесславный конец для владыки зверей.
ПРИЕМЫ ЛЬВИНОГО РЕМЕСЛА
Под пищей же львы понимают почти все, что движется. Не брезгуют даже саранчой и мышами. Нападают на молодых слонов, носорогов, бегемотов, буйволов (взрослых особей щадят, с ними львам порой не справиться). Ну а излюбленная пища - это копытные животные: антилопы, газели, зебры, бородавочники, козы, овцы, крупный рогатый скот.
Поверженное животное становится чаще всего добычей всей стаи. Охотятся львы обычно сообща, но не каждая вылазка им удается. Иногда царям африканским по целым дням приходится голодать. Львы никогда не убивают ради развлечения. Довольствуются, как правило, лишь одним добытым животным, и только когда все мясо бывает съедено, вновь отправляются на охоту. Поэтому их жертвы научились хорошо отличать сытых львов от голодных. Первых не боятся нисколько, ну а если встречают голодных - все зверье, заметив их, молниеносно разбегается врассыпную. Поэтому, как и положено монархам, царю зверей приходится быть в меру коварным и нападать у водопоя либо, надвигаясь на добычу стаей, загонять ее в засаду.
Львица, опытная охотница, осторожно подбирается к добыче, укрываясь за низкими кустами, пока не наступит момент для стремительного броска вперед. В надежде на даровой обед лев следит за грифами, которые кружат в небе или рассаживаются, на деревьях. Они всегда слетаются к свежей туше, и это служит желанным сигналом для голодной кошки. Львица способна полдня неподвижно пролежать в чаще, подобравшись, пока у водопоя не появится стадо гну. Нескольких секунд, когда они опускают морды к воде, вполне достаточно для ее хорошо рассчитанного прыжка.
ТРУДНОСТИ ОХОТЫ В ОДИНОЧКУ
Охотясь совместно, члены прайда убивают добычу быстро и без особого труда. В стремительно наступивших экваториальных сумерках вспугнутое стадо зебр или гну обращается в паническое бегство и мчится прямо на цепь притаившихся львиц. Тут уж львице ничего не стоит отбить намеченную жертву, точно ковбою — теленка во время клеймения, оглушить ее одним ударом и вскочить ей на плечи для решающего укуса в шею. Нередко, однако, первая атака не завершается полным успехом, так как в сравнении с гепардом или леопардом лев — довольно небрежный охотник. Тогда к львице, опрокинувшей добычу, присоединяются ее сестры. Одна впивается в горло, чтобы придушить жертву и не дать ей вско чить на ноги, другая вцепляется в круп, ловко избегнув смертоносных копыт, и через минуту-другую можно начинать пиршество.
Но когда на охоту выходит одинокая львица-мать или одряхлевший патриарх, изгнанный из прайда, а может быть, отставший от него, положение у них куда более трудное и шансы на успех невелики. Не так-то просто убить трехсоткилограммовую зебру без помощи прайда. Продолжительность жизни одиноких зверей невелика, и очень часто они оканчивают свои дни в зубах более удачливых охотников.
ЛЬВИНАЯ ПРОЖОРЛИВОСТЬ
Голодный лев накидывается на любое мясо, будь то мышь или бегемот. Ему не свойственны ни разборчивость, ни брезгливость. Падаль львы поедают с не меньшим удовольствием, чем только что убитую добычу. Львы едят и себе подобных: изголодавшиеся и раздраженные самцы нередко пожирают львят. Обычно львы обходят стороной животных много крупнее себя, но бывают случаи, когда они бесстрашно бросаются на больших и опасных животных и справляются с ними, хотя, казалось бы, эта добыча им не под силу например, взрослый жираф или злобный шестисоткилограммовый африканский буйвол. Если туша достаточно велика, взрослый лев способен съесть 25—30 килограммов мяса за один присест, а затем добавить килограммов пятнадцать при следующей кормежке.
ПИР
Львы добывают пищу тремя способами: сами убивают жертву, отбивают или подбирают добычу других хищников и поедают животных, погибших от болезни или умерших от старости. Но свежая это туша или полуразложившаяся, большая или небольшая, добытая им самим или найденная, она всегда для льва важна, так как гарантирует ему выживание. Однако на нее покушаются и другие любители мяса, вроде гиен, шакалов и грифов, а потому льву приходится все время ее охранять. Одинокому хищнику редко удается съесть свою добычу без помех, но прайд успешно отгоняет непрошеных гостей и успевает пообедать у туши второй раз. По-видимому, львы поедают добычу в строго установленном порядке: сначала вспарывается брюхо и съедаются сердце, печень и почки, а затем мясо вместе со шкурой. Доминирующий самец ест первым, даже если никакого участия в охоте не принимал. Если дичи в это время года много и он не особенно голоден, то другие члены прайда тоже могут быть допущены к пиру. Иначе они вынуждены ждать, пока он не насытится, и только тогда урывают свою долю. Львята едят последними, если для них еще что-то остается, и нередко доминирующий самец следит, чтобы они получили хоть какие-нибудь остатки.
АДАПТАЦИЯ К ЗАСУШЛИВОЙ СРЕДЕ
Окраска, социальная структура, охотничьи повадки и физиология львов служат идеальными приспособлениями для жизни в семиаридных областях. При необходимости они могут месяцами обходиться без водопоев, по-видимому, удовлетворяя жажду за счет содержащейся в пище влаги, а временами включая в рацион дикие арбузы.
ВРЕМЯ ОТДЫХА
Львы спят в маленьких островках тени или в траве, нагретой солнцем саванны, по 20 часов в сутки. Полные ленивой самоуверенности, словно ничего не замечая вокруг, члены прайда погрузились в сон, подставив солнцу животы, задрав лапы и лишь изредка подергивая хвостами. В танзанийском кратере Нгоронгоро львы, сытно пообедав, отсыпаются на изогнутых ветвях акации, чтобы избежать назойливых насекомых на земле. Только когда солнце зайдет, на фоне темнеющего неба появятся фигуры охотящихся львов.
ЛЬВИНАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ ПРАЙД
Необычная общительность львов выделяет их среди всех крупных кошек. Они охотятся, едят и отдыхают семейными группами, или прайдами, численность которых может значительно колебаться — от четырех особей до тридцати—сорока. Основу прайда составляют львицы, и охотятся для группы главным образом они. Они же выращивают львят, которые сосут без разбора всех кормящих матерей в прайде. Если не считать небольших стычек у добычи, члены прайда прекрасно ладят между собой и проявляют признаки теплой привязанности — например, лижут друг другу морды или приветливо трутся щеками при встрече.
Информация взята с сайта http://bigcats.ru/index.php